Почему сотрудники воруют и как им это удаётся
Некоторые люди никогда не будут воровать, потому что им не позволяют моральные убеждения. Люди с более гибкой этикой решаются на хищение, когда совпадают несколько факторов:
- недовольство своей зарплатой,
- открытый доступ к товарам и другим ценностям,
- несовершенство системы учёта, из‑за которой воровство и личность вора обнаруживаются не сразу.
Если в вашей компании реальная прибыль заметно отличается от прогнозов, в худшую сторону, присмотритесь к своим сотрудникам. Возможно, самые нечестные из них не раз прибегали к одному из этих способов обогатиться прямо на рабочем месте.
Покупали товар по завышенным ценам
Так поступают мошенники, которым поручены закупки. Это работает так: допустим, бизнесмен открыл кафе и поручил своему сотруднику поиск поставщиков каких‑то продуктов. Сотрудник оказался нечестным, как и поставщик, и в результате их сговора владелец кафе будет платить по 2 000 рублей за единицу товара, который по справедливости стоит на треть дешевле. Разницу в цене работник и поставщик поделят.
Указывали неверное количество товара
Ещё один вариант сговора — намеренные ошибки в накладных. Если товар поступает большими партиями, от сотни единиц, не так уж сложно указать в документах другое количество и, соответственно, стоимость.
Например, сотруднику, который отвечает за приём товара на складе, поручено заказать 120 коробок кошачьего корма, по 24 консервы в каждой. Таким образом, на склад должно поступить 2 880 консервов. Но сотрудник просит такого же нечистого на руку поставщика указать в накладной 2 980 и выставить счёт на нужную сумму. На склад поступает по факту 2 880 единиц товара, по документам — на сотню больше. Несуществующие 100 консервов списываются как брак, а переплата делится между сотрудником магазина и поставщиком.
Переклеивали штрихкоды
Незатейливый способ кражи: переклеить штрихкоды с дешёвых товаров на более дорогие и продать «своим» — покупателям, с которыми нечестный сотрудник в сговоре. Даже если кто‑то вдруг увидит, как кассир пробивает не тот товар, будет невозможно доказать, что штрихкод переклеен умышленно.
Сканировали не все товары
Ещё одна схема, которая требует «своего» покупателя. Тот приносит на кассу несколько одинаковых товаров, а кассир сканирует и пробивает в чеке только один. Даже если поймать мошенника за руку, он всегда может сказать, что сканер просто не считал остальные штрихкоды и это не его вина. А сканировать товары и одновременно следить за тем, правильно ли они отображаются в списке покупок, он не может. Ведь очереди на кассе никому не нужны.
Подменяли товары на более дешёвые
Популярная схема в магазинах, где продаются сыпучие продукты на развес. Недобросовестный продавец может подменить дорогие и качественные специи или чай более дешёвыми. По внешнему виду определить подмену возможно не всегда. И даже если найдётся дотошный покупатель, который заподозрит неладное, продавец разведёт руками: что поступило на склад, то и выставлено в торговом зале.
Списывали товар раньше времени
На товарах, потребительские свойства которых со временем могут ухудшаться, должен быть указан срок годности. Это пищевые продукты, косметика, парфюмерия, лекарства и прочее. Нечистый на руку продавец может пометить то, что он решил забрать себе бесплатно, как подлежащее списанию, хотя со сроками годности и товарным видом всё в порядке.
Делали сами себе уценку
Продавец добавляет в раздел уценки в самой простенькой товароучётной системе дорогую вещь, которую хочет купить сам с хорошей скидкой. Естественно, руководство магазина не планировало такой уценки. Едва товар со скидкой покидает склад, как его тут же покупает заинтересованный сотрудник.
Некоторые продавцы намеренно портят или мнут упаковку, наносят некритичные повреждения (например царапают), чтобы иметь основание для уценки и последующего выкупа. Такая схема работает и в обратную сторону, когда нечестный сотрудник продает уценённые товары по стоимости, существовавшей до этого.
Закрывали чек уже после оплаты
Работает в случае с невнимательными покупателями, которые платят наличными и уходят, не дожидаясь выдачи чека. Кассир пробивает свою персональную скидку, закрывает чек, разницу в цене забирает себе.
Включали в чек дополнительные товары
Такая схема мошенничества тоже рассчитана на покупателей, которые берут сразу много товаров, оплачивают их, но не проверяют чеки и не собирают их. Кассир может дважды пробить один и тот же товар либо добавить в чек продукт, который покупатель не брал, а после ухода последнего сделать чек на отмену и присвоить деньги.
Возможно, что мошеннику попадётся дотошный покупатель, который, рискуя навлечь на себя гнев очереди у касс, будет проверять чек. Но риски наказания тут невысокие: всегда можно сослаться на ошибку системы и оформить возврат.
«Арендовали» товары
Если недешёвая вещь нужна всего на пару раз, стоит ли её покупать? Нет, конечно, ведь можно просто взять попользоваться. Так рассуждают нечестные продавцы в магазинах одежды или техники. Опробованные в деле наряды и гаджеты возвращаются в зал и продолжают продаваться по цене новых товаров.
Как бороться с воровством
Гарантированный способ избежать краж среди сотрудников — нанимать кристально честных людей, порядочности которых позавидовали бы святые, не будь зависть грехом. Но поскольку эта задача вряд ли выполнима, нужно предпринимать целый комплекс мер, который гарантирует практически полный контроль над процессом торговли.
Установите видеокамеры
Самое очевидное и простое решение: разместите системы видеонаблюдения не только у полок с товарами, но и в кассовой зоне. Желательно настроить камеры так, чтобы они фиксировали весь процесс сканирования товаров.
Используйте другие этикетки
Чтобы никто больше не переклеивал штрихкоды с дорогих товаров на дешёвые, просто используйте другие этикетки. Они должны быть более прочными и стойкими, такими, чтобы их сложно было переклеить с одного товара на другой.
Лично контролируйте закупки
Чтобы исключить вероятность махинаций сотрудников, самостоятельно отбирайте поставщиков. Участвуйте в переговорах с ними, внимательно изучайте все документы, сверяйте указанные в контрактах о поставках и актах приёмки‑передачи цены.